Honda начало, "история"



Слова «мзйд ин джапан» давно уже стали магическим заклинанием, означающим безупречное качество товара, меченного этим клеймом будь то автомобиль, компьютер, зубная щетка или мотоцикл. Но так было не всегда.

В тридцатые годы Япония была типичной тоталитарной империей со всеми атрибутами этого строя, претензиями на исключительность и мировое господство, технической отсталостью во всех областях, кроме военной, полунищим и апатичным населением. Лишь крах старой империи расчистил дорогу реформам, создавшим современный облик японии. А еще ее создали такие люди,- как Соичиро Хонда. Его как нельзя лучше характеризует американское выражение «Селф-Мейд-Мен» «человек, который сделал себя сам».



Soichiro Honda: самоучка, сын деревенского кузнеца, он еще в тридцатые годы основал небольшую- фирму, выпускающую поршневые кольца для импортных мотоциклов.


Собственного мотопроизводства в Японии тогда почти не было чуть больше 3х тысяч мотоциклов в год да и по качеству они не могли конкурировать с иностранными. Качество японских изделий в ту пору было столь ужасающим, что агенты по продаже иностранных мотоциклов в Японии строго предупреждали своих покупателей о не-возможности использовать изготовленные в Японии запасные части — за исключением поршневых колец Хонды.


Впрочем, и этот маленький бизнес сгорел в горниле войны, и на послевоенных руинах Соичиро Хонда вновь начал все практически с нуля. Его новое предприятие было столь же скромным, сколь и типичным для Японии конца 40-х годов - в маленькой комнатке (чуть больше 20 м ) десять рабочих устанавливали покупныHonda первый мотовелосипед Хондае двигатели на покупные же велосипеды. 24 сентября 1948 года была зарегистрирована новая мотоциклетная компания. Вскоре Хонда спроектировал собственный двигатель для мотовелосипеда, а уже в 1949 году был выпущен иHonda Dream D Хонда Дрим Д история первый мотоцикл - «Хонда - Дрим Д» со 100-кубовым двухтактным мотором. Он сразу же стал популярен среди японских мотоциклистов, и вскоре фирма получила правительственную дотацию, позволившую закупить оборудование для выпуска 300 мотоциклов в месяц (в предыдущий год все мотоциклетные фирмы Японии выпустили всего 1608 машин). В 1951 году начался выпуск мотоцикла «Хонда - Дрим е» с 90-кубовым: четырехтактным двигателем. С тех пор использование на всех мотоциклах,Honda Dream E даже самых малых, четырехтактных двигателей стало традицией фирмы Соичиро Хонда считал, что такие двигатели более экономичны, экологичны и надежны.


В 1952 году начался экспорт мотоциклов «Хонда» Поначалу в Тайвань. Но уже через два года мотороллер «Хондам Джуно» завоевал первых покупателей на самом престижном мотоциклетном рынке в США, кроме мотоциклов, фирма начала производство стационарных малолитражных двигателей. а в марте 1954 года объявила о планируемом выступлении на самой престижной мотогонке мира«Турист Трофи» на острове Мэн. Реакция знатоков была столь же скептической, как ныне в отношении проявленного нашими автозаводами интереса к формуле 1. Но время показало, что японцы зря слов на ветер не бросают. Собственно мотогонки стали частью задуманной Соичиро Хонда массированной атаки на мировые рынки. К началу шестидесятых годов производственная программа его фирмы была достаточно богатой мотороллер . «Джуно», 125-кубовый «Бенли» и 250-кубовый «Дрим» с очень прогрессивными двухцилиндровыми двигателями и верхним расположением распределительного вала. Но главной в фирменной программе стала дебютировавшая; в 1958 году 50-кубовая модель «Супер-Куб». Легкий и надежный полумотоцикл полумотороллер быстро завоевал популярность во всем мире и в различных модификацияхHonda Supre Cub (Хонда Супер Куб)выпускается и в наши дни. А общее количество мотоциклов этой модели приближается к 20 миллионам!


В европейских мотогонках «Хонда» дебютировала в 1959 году. В «Турист Трофи» в классе 125 см3 три ее мотоцикла финишировали на 6, 8 и 9 местах, что уже, было неплохо. А вскоре японская фирма заставила считаться с собой и при-знанных лидеров. Разработанные ею мотоциклы восхищают знатоков истории техники и сейчас — четырех цилиндровые, шестицилиндровые и даже трех цилиндровая 50-кубовая модель. Приглашены были и лучшие гонщики — англичанин Майкл Хэйлвуд» Родезиец Джим Редман, швейцарец Луиджи Тавери, австралиец Том Филлис, результаты не заставили себя ждать уже в 1961 году Хэйлвуд и Филлис принесли фирме заветные титулы чемпиона мира. А всего с 1961 по 1967 год эта доблестная четверка завоевала на мотоциклах «Хонда» 16 чемпионских титулов!


В 1966 году фирма получили кубок конструкторов во всех классах чемпионата мира — 50, 125, 250. 350 и 500 см3. Вскоре она прекратила свое участие в гонках, дело было сделано: мотоциклы «Хонда» стали известны и во всем мире считались лучшими. Но мотогонки имели не только рекламное значение. Конструкторы получили бесценный опыт который, не преминули использовать. Впрочем, первым двигателем явно, гоночного происхождения стал двигатель не мотоциклетный, а автомобильный.


первый автомобиль фирмы Хонда (Honda S500)В 1963 году был выпущен легкий спортивный автомобиль «хонда с500», четырехцилиндровый двигатель который, с воздушным охлаждением и двумя верхними распредвалами, словно был трансплантирован прямо с гоночного мотоцикла. Так началось автомобильное производство, которое со временем сало занимать в стратегии Фирмы не меньшее место, чем мотоциклы – сейчас «Хонда» входит в ведущую десятку автомобльных фирм. Но наш рассказ о мотоциклах. После того, как к середине 60-х годов «Хонда» уверенно завоевала сердца молодых мотоциклистов и поклонников мотоцикла как рабочей . Лошадки, фирма обратилась ко вкусам искушенных, моттолюбителей, которым нужен могучий яростный; зверь. Первым и довольно удачным опытом стала Honda CB 450«Honda СB450» 1965 года, 43-сильный двигатель которой позволял развивать мотоциклу скорость 180 км/ч. Но подлинным откровением стал появившийся на токийской выставке 1968 года «Honda-KB-750», потрясший мотолюбителей четырехцилиндровым двигателем мощностью; 67 л. С. Этот снаряд мог разгоняться до магических скоростей 200 "км/ч - и стал образцом для новой породы, вполне заслужившей прозвище «Супер – Мотоцикл» («Супербайк»). Вообще-то «Хонда» не раз прокладывала новые пути в мотосроении, опережая конкурентов.


В 1970 году в ее программе появился необычный крохотный трехколесный мотоцикл на очень широких шинах. Поначалу он рекламировался как вспомогательный транспорт для фермеров и особо успеха не имел. Подлинное предназначение этой модели раскрыли молодые американцы, обнаружившие, что гонки на этих машинках по песчаным дюнам дают массу удовольствия! начался настоящий бум. И лишь .когда были выпущены более мощные модификаций, этот тип транспорта.- оценили и фер¬меры, и лесники, и военные, в начале 80-х годов эти машины, получившие обозначение «ATV» — сокращение термина, в переводе с английского — «вездеходные транспортные средства», на трех и четырех колесах, составляли чуть ли не половину всех, продаж мототехники в северной Америке, а началось все с маленькой «Honda»…

Четырехтактные двигатели долго оставались традиционными для фирмы, их устанавливали даже на мопеды. Двухтактная «Хонда» стала сенсацией -1972. Года — когда фирма проявила внимание к мотокроссу. Но любовь к «четырехтактникам» не ушла — в конце 70-х годов, под ее влиянием фирма, решила вернуться в мир шоссёйнокольцёвых гонок. К тому времени двухтактные двигатели, казалось окончательно утвердили свое превосходство в мотоспорте. Однако конструкторы «Хонды» разработали дерзновенный проект; четырехцилиндровый четырехтактный 500-кубовый двигатель с овальными поршнями, позволяющими разместить по восемь клапанов на цилиндр. Многоклапанная схема сулит луч шее наполнение цилиндра, но все-таки против элементарного технического закона – вдвое большее число вспышек в цилиндре на равное количество оборотов теоретически обещает двухтактному двигателю и вдвое большую мощность и эти ухищрения оказались бес сильны.

Пришлось вернуться к двухтактным двигателям, а остальное дело техники. И в 1983 году вожделенная победа в чемпионате мира в классе 500 см3 была достиг нута. Не забывала «Хонда» и о других видах спорта. На ее счету несколько чемпионских титулов в мотокроссе и триале, две победы в престижнейшем ралли «Париж — Дакар». А главное, спортивные успехи всегда становились базой для машин, рас считанных на простого покупателя. Именно такие мотоциклы аккумулируют в се бе опыт, полученный на го ночных трассах, кроссовых кольцах и в" пустыне сахара Что такое «Хонда» сегодня? Это громадный концерн, которому принадлежат не только шесть огромных производственных комплексов в Японии, но и 75 заводов в 38 странах.

Они выпускают около трех миллионов мотоциклов И двух миллионов авто в год» В производственной программе такие легкие тракторы мотоблоки,- передвижные генераторы, лодочные моторы стационарные двигатели. А выбор мотоциклов таков, что может удовлетворить самого; взыскательного покупателя. Мини-байки в дорожном и внедорожном исполнении. Мопеды. Мотороллеры — от крохотного 50 кубового «Дио» до 250 кубового дорожного крейсера «Фьюжн», трехколесные и даже с крышей над головой. Утилитарные рабочие лошадки разных рабочих объемов. Спортивные мотоциклы — от 7-сильного «НС Р50» до 135-сильного «КБР 1000Ф». Мотоциклы для плохих дорог и бездорожья, Четырехколесные мотоциклы с приводом на все колеса. В общем, назовите что вам нужно — и вы найдете желаемое в производственной программе «Хонды». Лет десять, назад два других японских мотогигана, «Сузуки» и «Ямаха», решили бросить,- вызов «Хонде», представляя каждый месяц какую-либо новинку,

В ответ на это «Хонда» стаяв выставлять по новой модели каждую неделю. Конструкторы фирмы знают тон в техническом прогрессе мотоциклостроения. Четырехцилиндровые и десятицилиндровые мотоциклетные двигатели, алюминиевые сварные рамы,: подвески - прогрессивной характеристикой, антиблокироврчные тормозные системы все это на мотоциклах; массового производства впервые применила «Хонда», Последняя сенсация: двигатель «Хонды-НР750» имеет, овальные поршни по той самой технологии, которая в конце 70-х годов была опробована на гоночных моторах. Первый -зарубежный за вод по выпуску мотоциклов заработал еще е 1963 го ду мотоциклы, выпущенные в США, Италии и на Тайване, продаются и в Япони и. Налаживаются контакты и с не которыми нашими мотозаводами — но перспективы этих контактов зависят не от Японцев которые пре красно понимают потенциал нашего рынка) и не от самих мотозаводов (которые в восторге от открывающихся возможностей), а от того, как 6удет развиваться общая экономическая и политическая ситуация в нашей стране. Как и всякая уважающая себя японская компания, «Хонда» разработала свою фирменную философию, Три ключевых положения этой философии «дух состязания», «производить там, где есть спрос» и три радости. Если два первых положения, в общем-то, понятны третье нуждается в расшифровке. Это. во-первых, радость покупателя от обладания изделием фирмы «Honda» во-вторых радость продавца при виде первой радости и, в третьих, радость производителя при виде второй.

В конечном же счете и производитель, и продавец работают для того, чтобы доставить радость покупателю. Что же, неплохо. Пожелаем и себе такой радости. Основатель фирмы Сочиро Хонда прожил долгую счастливую жизнь. На его глазах крохотная мастерская; превратилась в огромный концерн. первый среди гигантов мотоциклостроения. Он умер в августе 1991 года в токийской клинике эпитафией ему могли бы послужить первоначальные строки стихотворения: «,.,и пусть нам общим памятником будет построенный в трудах капитализма »,

А. ВОРОНЦОВ, ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «МОТО»







<< 1 2 3 4 >>
Интернет-магазин АКБ К-мото